
Что такое аутсорсинг персонала
В этой статье мы рассмотрим основные плюсы и виды аутсорсинга персонала, объясним, как работает аутсорсинг персонала, а также дадим советы и предостережения.
Аутсорсинг персонала: что это такое простыми словами
В непосредственном переводе с английского аутсорсинг — «использование внешних ресурсов». В современном языке аутсорсинг персонала — это делегирование функций одной организации другой, работники которой имеют профильную специализацию. Главное достоинство подхода — возможность избавиться от необходимости тратить деньги на содержание в штабе дополнительных служб, понизить расходы на содержание штатных сотрудников. Компания, которая берет на себя выполнение определенных задач, называется аутсорсинговой компанией.
Различают частичный и полный аутсорсинг. Для наглядности приведем примеры: обеспечение компьютерной техники необходимым ПО (частичный) и всё обслуживание компьютерной техники (полный). Среди характерных черт этой формы сотрудничества выделяют:
- Заключение договора, где четко прописываются передаваемые от одной к другой компании процессы и функции.
- Делегирование лишь непрофильных дел (например, создание сайтов, клининг помещений).
- Обычно договор предполагает долгосрочное сотрудничество (срок редко составляет менее года).
Функции работников
Приводить примеры можно практически бесконечно: ввиду преимуществ аутсорсинга персонала он используется в разных сферах и областях. Например:
- ведение бухгалтерии;
- расчет заработной платы;
- обслуживание разнообразного оборудования, а не только компьютерной техники;
- регулирование правовых вопросов;
- уборка помещения;
- услуги по логистике и доставке;
- произведение операций в области налогообложения;
- осуществление переводческой деятельности (в письменной либо устной форме).
Примеры сотрудничества
Приведем примеры «общих» случаев, в которых выгоды от аутсорсинга персонала становятся осязаемыми:
- Небольшая компания не хочет существенно расширять свои затраты на содержание сотрудников, потребность в услугах которых возникает лишь эпизодически. Логика здесь очевидна: зачем держать штат работников, которые часть времени ничем не заняты?
- Крупная фирма имеет в штате непрофильные подразделения, фактически не приносящих никакой выгоды, но задействованных в обслуживании (это негативным образом отражается на общей отчетности).
- Если компания не может выделить на неглавные мероприятия большое количество финансов, она будет конкурировать с другими.
Виды аутсорсинга: конкретика
Вкратце опишем несколько распространенных видов аутсорсинга с плюсами и минусами.
IT
Едва ли целесообразно держать в штате специалистов по обслуживанию компьютеров и программного обеспечения. К IT-аутсорсингу относится и разработка ПО (однако не всегда представляется целесообразным делегировать такие задачи работникам со стороны).
Бухгалтерия
Расходы на бухгалтерский отдел — одно из «больных мест» многих организаций, поскольку содержание здесь не бывает дешевым. Использование специализированных программ, выделение отдельного помещения, поиск людей- все это сложности. Их решают аутсорсинговые услуги в области бухгалтерии: ведение отчетности, налоговый учет или бухгалтерский учет
Охрана труда
Почти на всех крупных предприятиях есть служба по охране труда, а вот в случае с мелкими фирмами заниматься созданием такого отдела невыгодно. Однако существующее законодательство достаточно строго, вследствие чего становится логичным передать функции по охране труда.
Юридическая сфера
Только очень крупные фирмы способны иметь в штате юристов. Но в случае какой-либо неприятной ситуации, требующей выяснения правовых нюансов, обойтись без помощи подобных работников практически невозможно.
Кадры, продажи и бизнес-процессы
Крупные организации, для которых характерны регулярное расширение штата и текучка работников, могут избавиться ото всех забот по подбору персонала и расчету заработной платы, передав эти задачи на аутсорс. Также нелегко найти хороших менеджеров, но аутсорсинг помогает мгновенно решить эту проблему. Аналогичная ситуация с регулированием различных бизнес-процессов (логистика, маркетинг). Однако здесь нужно соблюдать осторожность, учитывая плюсы и минусы аутсорсинга персонала.
Преимущества и недостатки аутсорсинга персонала
Выделим плюсы аутсорсинга:
- Сохраняются средства на основную деятельность компании, повышается прибыль.
- Вы будете уверены в том, что получаете услуги высшего уровня.
- Производство становится более гибким — вы можете мгновенно реагировать на изменения в рыночных требованиях.
- Используя технику сторонней фирмы, вы избавитесь от забот, касающихся сервиса и поиска комплектующих для ремонта, забыть о необходимости обслуживания и т.д.
Стоит учитывать и существование недостатков (рисков), характерных для этой формы отношений:
- Если отдавать много функций сторонним организациям, можно столкнуться с тем, что фирма находится в «чужих руках» — зависит от деятельности лиц, которые к ней не относятся.
- Понижение эффективности управления компанией (если передаются те задачи, которые фирма легко могла бы взять на себя).
- Есть риски, касающихся величины налоговых отчислений.
- Если сотрудники «со стороны» получают доступ к важной корпоративной информации, являющейся секретной, никто не может дать гарантию, что эта информация не окажется в руках конкурентов.
- Изредка приходится сталкиваться со спорами, разрешить которые возможно только в порядке судебного разбирательства.