Ваш город: Киев
Страна: Украина
Оценка эффективности аутсорсинга

Аутсорсинг в Украине начинает масштабно применяться в разных сферах бизнеса. В связи с этим требуется решение задачи, по оценке его эффективности. А именно: в организационных вопросах и вложениях, анализе рисков. Если степень эффективности не установлена, то компании будут нести убытки.

Каждый поставщик услуг, проводя аутсорсинг персонала, должен иметь методику расчетов которая сейчас по большей части касается только финансовых преимуществ, а анализ убытков и возможности рисков упускается. По этой причине иногда предприятия после внедрения аутсорсинга отказываются от него, возвращаясь к привычному укладу дел.

Аутсорсинг как эффективный инструмент в бизнесе и на предприятии

Аутсорсинг был создан в 1962 году американской фирмой EDS, как концепция эффективной стратегии управления бизнесом. Эта компания и сейчас занимается аутсорсинговыми и аутстаффинговыми услугами в IT. Научно исследовать аутсорсинг начали только с 90-х годов XX столетия. С того времени начали появляться публикации, рассказывающие о построении различных моделей.

Эффективность в бизнесе

Практики в этих моделях пытались находить способы оптимальных построений стратегий бизнеса с внедрением аутсорсинга. Были также статьи о всевозможных применениях методик. Значение аутсорсинга сегодня сопоставимо с инжинирингом 90-х. В Украине в деловых кругах это слово еще 10 лет назад вовсе не упоминалось, теперь же аутсорсинг всецело охватывает такие функции компаний, как:

  • кадровое делопроизводство
  • бухгалтерия
  • исследования
  • разработки.

Сейчас аутсорсеры берут на себя не только периферийные функции предприятий, например, аутсорсинг грузчиков или аутсорсинг складских услуг, но и ключевые. В ранние годы передачу некоторых функций сторонней организации заказчики применяли для обхода государственных ограничений, а для крупных компаний пользование аутсорсинговыми услугами считалось плохим признаком, указывающим на неумелую организацию дел или финансовое неблагополучие. Теперь же всё изменилось, аутсорсинг стал модным, независимо от того, начинающее ли предприятие пользуется такой услугой или концерн.

Оценка и анализ эффективности использования аутсорсинга

Анализ и оценка необходимы для определения возможных финансовых рисков после внедрения аутсорсинга, из-за которых бизнес заказчика может не только осложниться, но и прекратить существование. Анализ касается как расходной, так и доходной части предприятий. Оценку эффективности услуги можно расписать по трем частям:

  1. Составление списка функций, которые стоит отдать аутсорсеру.
  2. Анализ эффективности функций, уже контролируемых аутсорсером.
  3. Определение целесообразности стоимости внешнего делопроизводителя.

 

Прежде, чем проводить анализ, нужно образовать основу для выбора нескольких заказчиков аутсорсинговых услуг. Таким образом анализ будет сравнительным по каждому критерию, к примеру:

Оценка эффективности

  • качеству функций
  • критичности бизнес-функций
  • управляемости функциями в настоящем состоянии дел каждого подразделения
  • информационной безопасности
  • конкурентным преимуществам
  • финансовым рискам
  • непрерывности бизнеса
  • наличия на рынке количества предложений таких же услуг
  • оценки общей стоимости услуг.

Среди этих критериев выделяйте те, которые имеют наибольший вес и далее по убыванию в каждом определенном случае. Назовем основные критерии «отсекающими». Если хоть один из них указывает на невозможность аутсорсинга, тогда эта услуга предприятием заказчиком не рассматривается. Чаще всего «отсекающим критерием» выявляется информационная безопасность и непрерывность бизнеса. Невозможен вывод на аутсорсинг функций, которые связаны с конфиденциальными данными, с опасным производством, деликатной спецификой бизнеса.

Бизнес процессы, которые стоит отдать на аутсорсинг (в рамках услуг компании)

Бухгалтерский учетСовременные понятия приходят на смену старым по мере расширения сфер в бизнесе, в которых может быть задействован аутсорсинг. Руководители нового поколения их широко используют и уже мыслят глобально. Для них отдача функций сторонним делопроизводителям означает свободу действий, усовершенствование стратегий в важных направлениях, организованность, концентрация усилий на цель. Это дополнительный рычаг влияния в деловых кругах, эффективная оценка инвестиций, скорость реагирования на конъюнктуру рынка.

Популярность аутсорсингу додает деловая пресса, рассчитанная на управленческий штат предприятий. Именно руководители отделов по большей части принимают решение, какую функцию отдать на аутсорсеру. В целом же одобрение или отклонение выносит руководитель. На аутсорсинг в первую очередь отдают функцию кадрового управления, финансовые отчетности, бухгалтерский учет. Стоит также отдать все рутинные функции, если от них нельзя отказаться в принципе.

Аутсорсинг в деле — это познавательный процесс. В компаниях уже состоявшимися специалистами изучается возможность привлечения аутсорсеров в подразделения и направления, которые рассматриваются как «неприкасаемые». К примеру, снабжение, гарантийное обслуживание, клиентские связи, финансовый аудит.

Основные причины перехода на аутсорсинг

Снижение расходов

В Украине аутсорсинг начал быстро развиваться с 2015 года. Услугами по большей части пользуются акционерные общества. Тенденция основана на постоянном давлении акционеров в требованиях роста доходов. Поэтому такие компании больше других заинтересованы в перераспределении ресурсов, направлении их на филиалы, где образовался дефицит, на разрешение первоочередных стратегических задач. Конечно же, их можно решить возможными способами, но из их числа наиболее актуален аутсорсинг.

О том, над какими функциями оставить управление собственными силами, а какие лучше отдать сторонней компании принимает только руководитель. Только он всецело ответственен за существование компании в определенной нише, только он может рационально распределить функционал и объективно оценить экономический эффект. Переход на аутсорсинг может быть результатом опыта партнера или конкурента на примере следующих критериев.

Сокращение затрат

Каждый руководитель посчитает этот эффект достаточным условием, чтобы отдать на внешнее управление часть функций. Нужно только проанализировать ситуацию относительно специфики своей организации, а не смотреть на чужой опыт. Это может касаться как основного делопроизводства, так и косвенного. Функции, напрямую связанные со снижением затрат, передают сторонней организации, которая располагает специалистами в определенных сферах, имеющими практический опыт.

Перевод постоянных расходов в периодические

Здесь мотивация рассматривается с двух аспектов. Первый: пользование готовой инфраструктурой другой компании. Этим можно уменьшить затраты на собственные подразделения. А если их можно приостановить, то не потребуются и расходы на заработную плату. Другой: перераспределение рисков; они автоматически переходят на привлеченную компанию. К тому же, если эта привлеченная организация будет перевыполнять объемы продаж, то будет и возможность минимизировать вложения.

Повышение эффективности определенных функций

Команда профессионаловЕсли часть функций бизнеса передается профессионалам, тогда стоит рассчитывать на улучшение их рентабельности и снижение издержек. Такая тенденция будет обуславливаться не только увеличением объемов работ, но и благодаря альтернативным подходам в организации процессов. Специализированная компания также может обеспечить профессиональный рост персонала и рабочих компании-заказчика.

Работая над заказами по наработанной клиентской базе, специалист развивается, совершенствует профессиональные навыки, находит применение своим знаниям. Повысится успешность подразделений компании, одно из которых занимается рекламой, другое — продажами автомобилей, третье — компьютерной или электронной техники.

Высвобождение ресурсов для перераспределения

Здесь мотивация также рассматривается с двух аспектов. Первый заключается в перераспределении основного капитала, усилий и рабочего времени для первоочередного достижения жизненно важных целей. Другой — в преодолении внутреннего сопротивления ввиду неоднозначности и многогранности интересов компании; этот факт заставляет руководство обратить внимание на аутсорсинговые организации.

В последние пару лет деловая пресса акцентирует внимание бизнеса еще и на других аспектах, от которых зависит успех предприятия. Один из них базируется на ситуациях, когда «всезнающие» руководства компаний с целью получения результатов подвергают рискам те подразделения, которые остро нуждаются в компетентных работниках, и принуждают их работать на пределе возможностей. А ведь их целесообразней было бы передать аутсорсеру, который обеспечит их профессиональным управлением.

Заключение

Хотя в аутсорсинге, как и в любом другом деле, есть недостатки, его концепция предоставляет возможность любой компании, независимо от сферы деятельности, значительно повысить эффективность в стремительно изменяющихся условиях жесткой действительности.

В Украине в этом плане аутсорсинг особенно актуален в экономике, в которой технологии всё усложняются, а требования к профессионализму персонала всё повышаются. Усовершенствование форм и методов управления требует фундаментального переосмысления того, как работают бизнес-процессы в новых условиях, и на основании этого производить радикальную трансформацию.